О проекте
Палаты бояр Романовых
Хмелита – музей-заповедник А.С. Грибоедова
Дом-музей В.Л. Пушкина
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Государственный музей-заповедник П.И. Чайковского
Музей-усадьба Л.Н. Толстого в Хамовниках
Музей Серебряного века
Музей-квартира А.М. Горького на Малой Никитской
Дом-музей А.П. Чехова на Садовой-Кудринской
Музей Серебряного века
Серебряный век
Р. Щербаков
Эпоха царствования Николая II связана с поразительным расцветом русского искусства. Не случайно Сергей Саковский, имея в виду прежде всего поэзию, назвал тот период «Парнасом серебряного века». (Золотым веком было, естественно, пушкинское время.)
Корни и крона
Ольга Балла
«Поверхностное» — легкая поступь, которой ходит глубокое. Во всем: в одежде, архитектуре, оформлении жилища, в еде, песнях и танцах, в узорах, цветах, марках машин — лежит общее чувство жизни, ее ритмов, положения человека в мире. Его не выскажешь (да и не проживешь в полной мере!) никак иначе — только всем многообразием форм, которые не сводятся друг к другу, противоречат друг другу, даже «выталкивают» друг друга из культурного пространства. Стили мышления, теории, проблемы, языки их описания точно так же бывают предметом моды, как стили одежды.
«В Серебряном веке в культуру возвращается тайна»
Александр Марков
Об истоках эпохи Серебряного века, о ее внутренних стимулах, о связи различных сторон ее жизни, искусства и мысли друг с другом наш корреспондент О. Гертман говорит с философом и историком культуры, профессором факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, доктором филологических наук Александром Марковым.
Ключи к Серебряному веку: три поэта
Олег Лекманов

Товарищ Брюсов: чужой среди своих
Моника Орлова
Необычное здание в стиле «северный модерн» на 1-й Мещанской улице архитектор В. И. Чагин по желанию купца-обувщика И. К. Баева перестроил из деревянного двухэтажного особняка в 1910 году. Летом того же года у домовладельца Баева квартиру на первом этаже снял Валерий Брюсов, и особняк стали называть «Домиком Брюсова», хотя поэту дом никогда не принадлежал. Сейчас здесь расположен музей Серебряного века, Мещанская стала проспектом Мира, однако в жизни и душе основоположника русского символизма постоянно шли сражения…
«Россия-персиянка»
Георгий Рзаев
Персия в творчестве поэтов Серебряного века.
«Брюсову во многом повезло»
Михаил Шапошников
«Музей Серебряного века» на проспекте Мира, известный также как Дом Брюсова, отдел «Музея истории российской литературы имени В. И. Даля» (ГЛМ) — единственная в нашей стране экспозиция, которая рассказывает обо всех литературных стилях, течениях и направлениях этой эпохи — и вообще о духе времени в целом. Рассказывает не только экспонатами, многие из которых уникальны — как, например, обстановка кабинета Валерия Брюсова, воссозданная в точности, состоящая из подлинных, помнящих руки хозяина предметов, — но и экскурсиями, лекциями, наконец — самим обликом дома: небольшого (на фоне обступивших его огромных зданий) зеленого особняка, построенного в самом конце первого десятилетия прошлого века в стиле северного модерна. Время, которое мы сегодня вспоминаем под именем «Серебряного века», здесь можно, кажется, просто почувствовать физически. А может быть, даже и не кажется. Об истории музея, о его развитии и современных задачах наш корреспондент О. Гертман говорит с руководителем отдела Государственного литературного музея «Музей Серебряного века» Михаилом Шапошниковым.
Миф о Серебряном веке
Ирина Уварова
«Русский модерн». Так называлась выставка, развернутая в залах Государственной Третьяковской галереи (что на Крымской) в конце тревожного московского лета 1991 года. Эта выставка была открытием. Открытием неожиданным, не вяжущимся со стереотипным образом русского искусства предреволюционных десятилетий. Впервые в СССР искусство рубежа XIX-XX веков предстало как целостное явление, как отечественная разновидность большого стиля в многообразии его проявлений в живописи и скульптуре, книжной графике и бытовой вещи, театральной декорации и архитектуре.
Единство места и времени. Дом Мурузи как феномен культуры
Анна Север
Гении места, что охраняют пространство на углу Литейного проспекта и нынешней улицы Пестеля (бывшей Пантелеймоновской) – бесспорно и явно любители и поклонники литературы. Это становится ясно, стоит только изучить биографию дома Мурузи, что высится как раз как раз на этом углу. Изучишь – и поневоле задумаешься – жильцы ли выбирают себе дома или дома подбирают себе жильцов?
«Тени созданных созданий»
Катерина Груздева
Только представить себе: Валерий Яковлевич Брюсов, окончивший земной свой путь в доме на 1-й Мещанской (теперь это проспект Мира. Поэту наверняка пришлось бы по душе, когда б узнал, во что переродилась улица), — спускается незримо вниз, и входит в дом, и видит: дело его жизни — чтут. Просторный холл, большое зеркало, в котором он не отражается физически, но видит отражение и собственного духа, и родной эпохи.
Свергнуть «царя в голове»!
Николай Барабанов
От революции в обществе к революции в науке
Крымские картины жизни Марины Цветаевой
Зульфия Алькаева
9 октября этого года исполняется 125 лет со дня рождения одного из самых значительных русских поэтов — Марины Цветаевой. Посвященное ей эссе Зульфии Алькаевой, лауреата первой премии в номинации «Эссе» на презентации 1-го Международного конкурса-фестиваля «Образ Крыма» (Москва), пусть будет благодарным воспоминанием о поэте в связи с этой датой.

Контакты: email: zn-sila@ropnet.ru тел.: 8 499 235-89-35

«Сайт журнала «Знание-сила»» Свидетельство о регистрации электронного СМИ
ЭЛ №ФС77-38764 от 29.01.2010 г.
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
© АНО «Редакция журнала «Знание-сила» 2016 год